Анализ объектов для агрессивного инвестирования - это очень большая тема. Из-за огромных рисков, которые присутствуют в данной сфере инвестирования, анализ должен быть очень обширным. Профессиональные инвесторы используют свои команды, чтобы проанализировать все риски.
В одиночку это довольно сложно, но всё таки можно попробовать на небольших проектах. Всегда есть возможность, что они станут большими и даже огромными.
Первое с чего стоит начать - безопасность. В рисковом инвестировании она обеспечивается диверсификацией - по статистике из 10 стартапов прибыльным оказывается только один, иногда два. Поэтому набирайте пакет из десяти бизнесов для вложения денег.
То же касается и действующих бизнесов, которые не просуществовали 5 лет и более. Только потому что они уже работают и показывают прибыльность, не гарантирует их дальнейшего роста. Нужен такой же тщательный анализ, как и для стартапа, чтобы максимально оградить себя от потерь.
Какие критерии анализа стоит использовать? Их очень много, поэтому разобью их на группы: психологические, опыт в бизнесе, опыт в нише, наличие стратегии, наличие основного бизнес-плана, наличие запасного бизнес-плана, наличие команды (как внутренней, так и внешней), наличие части средств. Пока хватит.
Теперь по порядку.
Психологические. Это анализ личностей руководителей или руководителя. Что это за человек? Какие у него лидерские качества - может ли он/они вести за собой людей? Как он общается с вами и какое впечатление производит? Потому что такое же впечатление он будет производить на клиентов. Его коммуникативные навыки. Руководство - производственники или продавцы? Хорошие производственники обычно очень плохие продавцы, но не признают этого, а у хороших продавцов обычно хаос на производстве. Еще очень важно знать сколько руководство хочет заработать на своем бизнесе и обосновать эти цифры - если они низко целят, то перейдя этот порог они могут завалить весь бизнес из-за страха больших денег. И так далее.
Опыт в бизнесе. Очень важно знать какой опыт в бизнесе у руководителей стартапа или молодого бизнеса. Если это человек с гениальной идеей, который всю жизнь проработал наемным работником, то вряд ли у него получится что-то толковое с первого раза, вероятность очень мала. Если же это человек с опытом, то какова история его предыдущего бизнеса или бизнесов. Насколько успешными были его предприятия.
Опыт в нише. Допустим стартапер имеет опыт работы в общепите. Он проработал 5-10 лет в сети ресторанов быстрого питания, начал с низа и дошел до директора одного ресторана или даже сети. Знает всю поднаготную этого бизнеса, особенности и тенденции этой ниши, знает поставщиков, имеет свою уникальную идею, нашел хорошее место для своего ресторана, знает поставщиков, может быстро набрать персонал и так далее. То у такого стартапа есть много шансов стать успешным, но нет гарантии, что это так будет, здесь нужно учитывать первый пункт, может человек думает, что он заслуживает большего и готов создать бизнес, а на самом деле он просто отличный исполнитель, а не рулевой.
Наличие стратегии. Здесь важно понимать насколько стратегически мыслит человек. Просто спросить где и каким он видит свой бизнес через 10 лет. Если у него нет четкого понимания, которое он может обосновать, то это плохо. Если есть, но он не может его обосновать, то это тоже плохо. Если он не мыслит так далеко, то это не хорошо. Какие этапы есть в его стратегии и как они будут реализовываться? Проверьте простыми математическими формулами реальность его расчетов. Если стартапер планирует через год после запуска иметь 100.000 долларов прибыли ежемесячно с коллективом в 10 человек, то можно рассчитать потянут ли 10 человек такой объем заказов физически. Если расчеты стартапера по всем или многим позициям ошибочны, то это халатность или прямой обман.
Дальше стоит обратить внимание на стратегию в маркетинге, как он будет продавать на каждом этапе, стратегию в кадрах, стратегию в производстве, обслуживании клиентов.
Наличие основного бизнес плана. Если он есть, его нужно проверять. Тут есть интересные моменты. Первый - смотрите на зарплаты, бонусы, льготные условия для руководителей, если они слишком высоки, то цель таких стартаперов - снять с вас на хорошую жизнь для себя. Второй - как велика ожидаемая прибыльность. Билл Гейтс каждый год обещает своим инвесторам заниженный доход, но когда этот доход превосходит обещанный - это всегда приятно. Однако, если пообещать золотые горы, а заплатить с гулькин нос - это потеря доверия. Когда стартапер прописывает слишком красивые цифры в бизнес-плане, надо быть осторожным.
Наличие запасного бизнес-плана. А лучше нескольких запасных. Никто никогда не знает, как может пойти бизнес и насколько он оправдает вложения, поэтому всегда нужно иметь запасной бизнес-план на каждый возможный ход событий. Какие активы и пассивы распродать, чтобы компенсировать часть инвестиций. Какой продукт или услугу можно предлагать, если основной продукт или услуга не пойдут. Как можно быстро переоборудовать бизнес под другую продукцию. Как и кому можно будет продать бизнес.
Наличие команды. Бизнес - командная игра. Это не только работники-исполнители, это еще внешние эксперты-консультанты по бухгалтерии, налогам, маркетингу, подбору персонала, переговорам и другим вопросам. Хорошо если эти эксперты прописаны под каждый этап бизнес-плана. Как работает уже существующая команда?
Наличие части средств. Если человек начинает бизнес, а у него за спиной ни гроша, то стоит задуматься. Ведь если он не смог накопить и сохранить хоть какие-то средства, то он не умеет работать с деньгами. А если он не умеет управлять своими деньгами, то как он поступит с деньгами фирмы, особенно если стартапер единолично принимает все решения? Этот пункт может компенсировать команда: у кого-то хорошо получается сводить доходы-расходы, а кто-то умеет уболтать любого клиента, но при этом являться транжиром. В таком случае нужно смотреть как работает команда и кто принимает решение, кто доминирует.
Это вкратце. Конечно же в одной статье сложно раскрыть всю эту тему, но набросать мазков вроде бы получилось.
Напишите насколько полезна вам информация из моей статьи и задавайте вопросы.
В одиночку это довольно сложно, но всё таки можно попробовать на небольших проектах. Всегда есть возможность, что они станут большими и даже огромными.
Первое с чего стоит начать - безопасность. В рисковом инвестировании она обеспечивается диверсификацией - по статистике из 10 стартапов прибыльным оказывается только один, иногда два. Поэтому набирайте пакет из десяти бизнесов для вложения денег.
То же касается и действующих бизнесов, которые не просуществовали 5 лет и более. Только потому что они уже работают и показывают прибыльность, не гарантирует их дальнейшего роста. Нужен такой же тщательный анализ, как и для стартапа, чтобы максимально оградить себя от потерь.
Какие критерии анализа стоит использовать? Их очень много, поэтому разобью их на группы: психологические, опыт в бизнесе, опыт в нише, наличие стратегии, наличие основного бизнес-плана, наличие запасного бизнес-плана, наличие команды (как внутренней, так и внешней), наличие части средств. Пока хватит.
Теперь по порядку.
Психологические. Это анализ личностей руководителей или руководителя. Что это за человек? Какие у него лидерские качества - может ли он/они вести за собой людей? Как он общается с вами и какое впечатление производит? Потому что такое же впечатление он будет производить на клиентов. Его коммуникативные навыки. Руководство - производственники или продавцы? Хорошие производственники обычно очень плохие продавцы, но не признают этого, а у хороших продавцов обычно хаос на производстве. Еще очень важно знать сколько руководство хочет заработать на своем бизнесе и обосновать эти цифры - если они низко целят, то перейдя этот порог они могут завалить весь бизнес из-за страха больших денег. И так далее.
Опыт в бизнесе. Очень важно знать какой опыт в бизнесе у руководителей стартапа или молодого бизнеса. Если это человек с гениальной идеей, который всю жизнь проработал наемным работником, то вряд ли у него получится что-то толковое с первого раза, вероятность очень мала. Если же это человек с опытом, то какова история его предыдущего бизнеса или бизнесов. Насколько успешными были его предприятия.
Опыт в нише. Допустим стартапер имеет опыт работы в общепите. Он проработал 5-10 лет в сети ресторанов быстрого питания, начал с низа и дошел до директора одного ресторана или даже сети. Знает всю поднаготную этого бизнеса, особенности и тенденции этой ниши, знает поставщиков, имеет свою уникальную идею, нашел хорошее место для своего ресторана, знает поставщиков, может быстро набрать персонал и так далее. То у такого стартапа есть много шансов стать успешным, но нет гарантии, что это так будет, здесь нужно учитывать первый пункт, может человек думает, что он заслуживает большего и готов создать бизнес, а на самом деле он просто отличный исполнитель, а не рулевой.
Наличие стратегии. Здесь важно понимать насколько стратегически мыслит человек. Просто спросить где и каким он видит свой бизнес через 10 лет. Если у него нет четкого понимания, которое он может обосновать, то это плохо. Если есть, но он не может его обосновать, то это тоже плохо. Если он не мыслит так далеко, то это не хорошо. Какие этапы есть в его стратегии и как они будут реализовываться? Проверьте простыми математическими формулами реальность его расчетов. Если стартапер планирует через год после запуска иметь 100.000 долларов прибыли ежемесячно с коллективом в 10 человек, то можно рассчитать потянут ли 10 человек такой объем заказов физически. Если расчеты стартапера по всем или многим позициям ошибочны, то это халатность или прямой обман.
Дальше стоит обратить внимание на стратегию в маркетинге, как он будет продавать на каждом этапе, стратегию в кадрах, стратегию в производстве, обслуживании клиентов.
Наличие основного бизнес плана. Если он есть, его нужно проверять. Тут есть интересные моменты. Первый - смотрите на зарплаты, бонусы, льготные условия для руководителей, если они слишком высоки, то цель таких стартаперов - снять с вас на хорошую жизнь для себя. Второй - как велика ожидаемая прибыльность. Билл Гейтс каждый год обещает своим инвесторам заниженный доход, но когда этот доход превосходит обещанный - это всегда приятно. Однако, если пообещать золотые горы, а заплатить с гулькин нос - это потеря доверия. Когда стартапер прописывает слишком красивые цифры в бизнес-плане, надо быть осторожным.
Наличие запасного бизнес-плана. А лучше нескольких запасных. Никто никогда не знает, как может пойти бизнес и насколько он оправдает вложения, поэтому всегда нужно иметь запасной бизнес-план на каждый возможный ход событий. Какие активы и пассивы распродать, чтобы компенсировать часть инвестиций. Какой продукт или услугу можно предлагать, если основной продукт или услуга не пойдут. Как можно быстро переоборудовать бизнес под другую продукцию. Как и кому можно будет продать бизнес.
Наличие команды. Бизнес - командная игра. Это не только работники-исполнители, это еще внешние эксперты-консультанты по бухгалтерии, налогам, маркетингу, подбору персонала, переговорам и другим вопросам. Хорошо если эти эксперты прописаны под каждый этап бизнес-плана. Как работает уже существующая команда?
Наличие части средств. Если человек начинает бизнес, а у него за спиной ни гроша, то стоит задуматься. Ведь если он не смог накопить и сохранить хоть какие-то средства, то он не умеет работать с деньгами. А если он не умеет управлять своими деньгами, то как он поступит с деньгами фирмы, особенно если стартапер единолично принимает все решения? Этот пункт может компенсировать команда: у кого-то хорошо получается сводить доходы-расходы, а кто-то умеет уболтать любого клиента, но при этом являться транжиром. В таком случае нужно смотреть как работает команда и кто принимает решение, кто доминирует.
Это вкратце. Конечно же в одной статье сложно раскрыть всю эту тему, но набросать мазков вроде бы получилось.
Напишите насколько полезна вам информация из моей статьи и задавайте вопросы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий